Модельное агентство

Мы предлагаем весь спектр услуг от подиумных показов до бизнес сопровождения.


Продюсерский центр

Клиентам

Выходит журнал нашего модельного агенства

 

Как привить детям правильное отношение к одежде


На этих занятиях Вы получите следующие важные для модели знания:
- основные требования к модели
- о правильном питании модели ( «Диетология» )
- этика в работе моделью.
- правила поведения на фотосессии, на кастинге.
- работа со спонсорами, киностудиями и с рекламными компаниями
- продвижение и карьера модели
По окончанию обучения Вам выдается диплом международного образца.
И контракт на работу в модельном агентстве MediaProGroup
Фотоссесия для глянцевого журнала MediaPro и журнала Fotomodel



Но как привить детям правильное отношение к одежде , да еще так, чтобы любовь к вещам не затмила собой другие человеческие ценности?

Для цивилизованного человека первая и основная функция одежды - служить признаком половой принадлежности. (Это, конечно, не касается оригиналов-экспериментаторов, фриков и прочих маргиналов.) Мы начинаем намекать ребенку на его пол с рождения. Повинуясь таинственному коду, мы разделяем детей по цветам, перевязывая одеяльца одних голубой, а других - розовой лентой. Этот код, передающийся через поколения, работает на уровне инстинкта. Повинуясь этому же коду, мы начинаем воспитывать у детей ощущение половой принадлежности прежде, чем они сами до этого додумаются: мальчику - штаны и машинки, девочке - юбку и куклы... Причем никакого специального возраста для этого нет, потому что для нас ребенок считается человеком определенного пола еще с утробы. Но так было не всегда.

Понятие "детство" появилось в Европе только лишь в XVI веке. До этого выживший ребенок был не более чем атрибутом семьи, таким же, как очаг, котел и корова, и ни девочкой, ни мальчиком в общем-то не считался. В люди его записывали с определенного возраста. В любой культурной традиции новорожденный до начала XX века был существом бесполым - дитя, крошка, младенец... Должно было пройти время, прежде чем маленький организм становился мальчиком или девочкой. А случалось это не по собственной его воле, а по воле той культурной традиции, которой человечек принадлежал.

Славяне с древности наделяли ребенка признаками пола с помощью пострига. У русских и украинцев этот обряд мог совмещаться с первой стрижкой волос и совершался через год после рождения. Но в некоторых местах на Украине первое пострижение волос происходило в пять лет. При этом мальчиков сажали на коня, давали подержаться за топор, борону или саблю, а девочек напутствовали в дальнюю дорогу веретеном, прялкой или чесальным гребнем.

Обряд пострига как отстригания волос осуществлялся преимущественно над мальчиками. Для девочек тот же смысл имело первое заплетание косы. Например, на Гуцульщине девочке в первый раз заплетали косы в пять лет. С этого момента ее начинали одевать не просто в рубаху ( как мальчика), а в "женскую одежду". А у белорусов в десять лет девочке непременно прокалывали уши и вдевали серьги.

В Европе в средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого того же пола и соответствующего социального статуса. Только в XVI веке появилась детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. При этом для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Эта традиция просуществовала почти до начала XX века.

Проблемы современных родителей, связанные с детской одеждой, могут возникнуть начиная с пресловутого "кризиса трех лет" - этот возраст психологи называют "я сам", тогда и появляются первые случаи сознательного неподчинения родительским указаниям. Ребенок начинает понимать, что его слова влияют на поведение окружающих (например, фраза "не хочу" может изменить поведение родителей). В этом случае психологи советуют дать ребенку право на выбор: "Не хочешь надевать это, тогда выбери сам" - и предложить ему несколько подходящих вам вариантов.

Далее наступает возраст, который принято называть "дошкольным", - 4-6 лет. В это время ребенок начинает активно общаться со сверстниками. Примерно тогда возникает ощущение своего пола. То есть ребенок примеряет на себя стереотип женского или мужского поведения и использует его для общения в коллективе. Сказать проще, ребенок пробует устраивать свои отношения в коллективе ровесников, играя при этом некую роль, которую усваивает, копируя поведение отца или матери.

И тут становится очень важно, кто его принимает за своего - мальчики или девочки. В зависимости от этого будет формироваться его чувство гендерной, то есть половой, идентичности. Известно, что собственные качества становятся очевидными, когда есть кто-то, кого можно назвать "они", то есть противопоставить себе.


ты девочка или мальчик?

Обычно взрослые четко дифференцируют, как должен выглядеть мальчик, а как девочка и как они должны себя вести. Если годовалый мальчик упал и заплакал, ему говорят: "Ты как девчонка!" Если же девочка активно интересуется машинками и солдатиками, она тут же становится " как мальчишка". Такие оценки взрослых всегда звучат как отрицательные, и ребенок, не желая испытывать неприятных ощущений от замечаний, старается корректировать свое поведение. Благодаря этому годам к шести ребенок четко усваивает, что "для мальчиков", а что - "для девочек".

Детская площадка, группа детей 6-7 лет. Мальчики играют в войну или другую мужскую игру, по сути - в мужчин , а девочки - в "дочки-матери", то есть в женщин. В этом возрасте ведущей деятельностью является ролевая игра, на которую накладывается осознание своей половой принадлежности и идентификация с родителем своего пола. Именно в этом возрасте у девочек возникает проблема внешнего вида и того, как он будет оценен. Тем более что в детской компании всегда найдется противная девочка демонстративного склада, которая объяснит всем остальным, что они толстые, некрасивые и одеты как полные дуры. Что с этим делать? Проблема очень распространенная, но вполне решаемая.

До этого ребенок оценивался только родителями и другими близкими, а теперь появляется оценка сверстника. Она еще не так важна, как в подростковом возрасте, но она уже есть. Когда гендерные признаки начинают оцениваться группой сверстников и надо иметь "отлично", "хорошо" и на крайний случай "удовлетворительно", ребенку приходится искать идеалы для подражания. И лучше всего подходит, конечно же, родитель или старшие брат/сестра своего пола. Именно он (идеал) должен в этот момент поддержать ребенка и объяснить ему истинную причину "противности" подружки.

Собственно, в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок впервые сознательно выбирает одежду. В том смысле, что уже имеет осознанный мотив быть таким-то или такой-то. У девочек интерес к одежде появляется раньше, чем у мальчиков: мальчики-дошкольники интересуются скорее мужскими атрибутами. Сознательный интерес к одежде у них может появиться и в 4-5 лет, если мама часто подчеркивает мужественность той или иной детали гардероба или если папа много внимания уделяет внешнему виду ребенка.

Но что делать, если мальчик предпочитает играть в куклы и выбирает компанию девочек, а девочка играет с мальчиками в войну и интересуется "мужскими" игрушками? Для начала - обратить внимание на то, как он/она одеваются. Это в значительной степени зависит от того, кто из родителей больше нравится ребенку. Например, если мама часто груба и неадекватна, а папа, наоборот, никогда не ругает, всегда ласков и заботлив, то ребенок будет стремиться подражать отцу во всем, включая одежду.

То, как родитель одевает ребенка, сильно влияет на представление ребенка о себе. Если девочку одевают небрежно и не по-девичьи, то становление гендерной идентичности у этой девочки может нарушиться. Ведь одежда подтверждает особый статус, кодирует информацию о человеке. Предположим, девочка зимой носит шапку-ушанку, и ее часто путают с мальчиком. Это может привести к нарушению полового самоосознания. Если ребенок постоянно сталкивается с тем, что его не опознают как представителя определенного пола, то он сам начинает сомневаться в том, к какому полу он принадлежит.


ты чьих будешь?

По тому, как одет ребенок, можно очень многое сказать о его родителях. Внешний вид малыша определяется социальным статусом, степенью "культурности", уровнем доходов , да и просто вкусом взрослых. При выборе круга общения для ребенка многие родители не хотят, чтобы он общался с плохо одетыми детьми, потому что чувствуют в этом некую опасность для его будущего. По детской одежде можно определить и стиль воспитания - "интеллектуальный", "крестьянский", "домостроевский"...

Родительский снобизм в отношении детской одежды иногда доходит до абсурда. В одной из престижных московских школ-пансионов нам рассказали про родителей, которые просили персонал не стирать трусики их пятилетней дочери вместе с бельем других: трусики были украшены бриллиантовой россыпью.

Психологи напоминают: детям гораздо важнее наше присутствие и участие, чем то, во что мы их одеваем.

Изгоем может стать как плохо одетый ребенок, так и тот, кто одет слишком дорого или слишком изысканно. И в том, и в другом случае, попав в коллектив, "немодно" или "неправильно" - в общем, "не как остальные" - одетый ребенок начинает ощущать себя существом второго сорта. Воспитатели и учителя, не говоря уже о ровесниках, сами того не желая, начинают подвергать его остракизму. Если ребенок столкнулся с дискриминацией по причине внешнего вида, то не стоит сразу бежать в магазин и покупать все совсем другое. Сперва надо ему объяснить, что главное в человеке не то, что на нем надето, а то, какой он сам по себе. Ребенку надо объяснить, что настоящие друзья никогда не обидят его из-за "одежки", что хорошие люди будут любить его не за внешний вид, а за него самого. Расскажите ребенку истории из собственной жизни (у каждого есть такие), научите, как вести себя в описанных ситуациях. И не надо считать такие беседы банальными рассуждениями неудачника. При каждой следующей встрече с дискриминацией по внешнему признаку ребенок будет знать, что у него есть тыл в вашем лице и, возможно, найдет удачную формулу реагирования.

Но, конечно, тут одними беседами не отделаешься, придется и над внешним видом поработать. Иначе в будущем не избежать комплекса неполноценности. В этом смысле приснопамятная школьная форма решала многие проблемы родителей. Во-первых, не надо было думать, во что одеть детей, а во-вторых, легче решалась проблема "а у Петровой...". С точки зрения воспитания детей, школьная форма - вещь хорошая, она организует ребенка, дает ему особый статус школьника, что особенно важно для первоклассника: новая социальная позиция подтверждается новым внешним видом. (Во многих российских школах, кстати, к форме уже вернулись.)

Попутные советы. Часто девочки из интеллигентных семей вдруг начинают просить у мамы самую вульгарную одежду. В возрасте 6-10 лет им начинает нравиться все самое кошмарное из того, что они видят в магазинах или на сверстницах. Не стоит приходить в ужас: просто им кажется, что чем ярче одежда, тем более она "девчачья". Не надо доказывать девочке, что ее выбор безвкусен (это может закончиться комплексом неполноценности и уж наверняка будет ударом по воспитанию самостоятельности). Не переживайте, дайте им пережить этот период - вкус и стиль проявятся позже, когда поведение будут определять не внешние факторы, а внутренние, личностные. А для покупок выбирайте магазины, одежда в которых вам самим нравится.

К выбору одежды стоит привлекать уже дошкольников. Это разнообразит ваш досуг и даст ребенку возможность почувствовать свою значительность.


о подростках и унисексе

Настоящие проблемы с одеждой начинаются с 12 лет. Может это случиться и раньше, но тут уж как кому повезет.

Кредо подростка - не соглашаться ни с чем. Развитый интеллект, взрослые книжки, взрослые проблемы. В этом возрасте критический ум подростка подвергает сомнению не только режим сна, питания и стиля одежды, но и гораздо более важные вещи. Внешний вид для подростка - это dress code в истинном смысле слова: своим видом он о чем-то заявляет. Причем информация, закодированная в его внешнем виде, порой многослойна. Первый слой - то, что хочет заявить вам подросток. Например, агрессивный вид - это желание продемонстрировать свою взрослость и брутальность, отказ от детской нежности и как бы насмешка над вашими ценностями (аккуратность, красота, гармоничность). Второй слой - демонстрация своей слабости: сильный и независимый человек никогда не будет нарочито демонстрировать свою силу.

Подросток социально и психологически слаб: он уже не ребенок, но еще не взрослый, постоянно находится как бы между двух стульев, ему нелегко, а продуманный внешний вид помогает ему чувствовать себя взрослым.

Вообще, как правило, молодым людям присущи избирательность в общении и жестокость по отношению ко всем "чужакам", отличающимся социальным происхождением, вкусами или способностями. Часто специальные детали костюма или особые жесты временно избираются в качестве знаков, помогающих отличать "своего" от "чужака". Поскольку чувство собственной идентичности еще не окрепло, такая нетерпимость является защитой от обезличивания и смешения.

Многие проблемы подростков возникают из-за гормональных изменений. Тело подростков призывает их размножаться, а мораль, собственное и общественное сознание накладывают на это запрет. Одежда "унисекс" в данном случае прекрасная маскировка от себя и окружающих. Скрывая свою половую принадлежность, подросток уходит от решения психологической проблемы принятия себя как сексуального объекта.

У девочек-подростков часто налицо отказ от женственных вариантов внешнего вида. Это происходит от сложности принятия своей женственности и незнания, что с ней делать. Одеваясь как мальчишка и всячески скрывая свою фигуристость, девочка фактически отрицает необходимость становиться женщиной. Здесь появляется противоречие с тем, что было в младшем школьном возрасте. Девочки 6-7 лет играют в женственность, и это приятно, а в подростковом возрасте гормональные и физические изменения обрушивают на них такой груз психологических проблем, что девочки мечтают укрыться от них в своем асексуальном коконе.

Вообще, та среда, которая в дошкольном возрасте заставляла ребенка походить на маму и папу, теперь делает прямо противоположное дело: плохо то, что " как у родителей". И главный вектор, на который ориентируется подросток, - не делать так, как говорят родители.

Советы. В подростковом возрасте начинается чехарда с тем, что модно, что нет, что надену, а что нет, поэтому покупайте одежду всегда с самим ребенком. В этот период рассчитывайте, что покупаете ненадолго, так как мода изменчива, а подростки особенно чувствительны к ней.

Родители должны, конечно, стать либеральней и делать скидку на особый период в развитии ребенка. Но наряду с "отпусканием вожжей" необходимо четко оговорить с подростком границы вашей либеральности. Будь то девочка или мальчик, подросток должен ясно знать, что можно носить в школу, а что категорически нельзя, что предназначено для прогулки, для вечеринки, а что для похода в театр или к бабушке на юбилей. Как и в других сферах воспитания, родитель должен быть последователен, и его требования должны быть объяснены.

И еще: не покупайте подростку одежду в его отсутствие. Как правило, это попусту выброшенные деньги. Нужно давать возможность ребенку самому пробовать покупать себе одежду. К концу школы вообще стоит смириться с тем, что вы уже не можете влиять на облик своего чада.


о гомосексуальности

Очевидно, что проблема внешнего вида шире, чем банальное "что надеть". Гомосексуализм - латентный или явный - это, конечно, в первую очередь хромосомная ошибка. Но нередко "неправильная" одежда тоже играет не последнюю роль.

Случается так, что родители, мечтавшие о ребенке одного пола, получают ребенка другого. Некоторые из них начинают бессознательно исправлять "ошибки" природы, воспитывая девочек как мальчиков и наоборот. Часто такое исправление заключается в том, что родители одевают детей в одежду противоположного пола (или просто об одежде не слишком задумываются и надевают то, что осталось от старших родственников другого пола). Как правило, это случается в семьях, где ребенка воспитывает только мама. Типичный пример: одинокая женщина рожает ребенка, мечтает о девочке, а получает мальчика, да еще и маленькую копию биологического папаши. Она начинает одевать его в рюшечки, запрещает дарить ему агрессивные (мужские) игрушки и старается переориентировать его на мирные развлечения. Такие мамы всячески игнорируют половую принадлежность ребенка.

Когда такой ребенок появляется на детской площадке, встречают его, естественно, по одежке. А одежка на нем совсем не мальчишеская (или не совсем мальчишеская). Такой ребенок для мальчиков становится изгоем, а для девочек хорошей подружкой - вроде как мальчик, но совсем как они.

В результате половая идентификация оказывается резко нарушена, ребенок не понимает, кто он такой. Одежда соответствует его представлению о себе как о личности непонятного пола. Единственное, что он точно о себе знает, - это что он не как все. Помимо нарушения половой идентификации другие психические структуры - самооценка, представление о себе, мотивация - формируются искаженно и часто непредсказуемо. Это у дошкольников и младших школьников. А что же будет дальше?

Ну, скажем, начнут формироваться гомосексуальные наклонности. Такие мальчики, даже если у них нет собственно гомосексуальной природы, скорее всего будут любить не противоположный пол. Ведь сверстниками и окружающими он будет однозначно назван "геем". А поскольку представление о себе у таких детей очень размыто, то и силы противостоять общественному мнению у них тоже нет. Кроме того, они станут легкой добычей для "нежно" настроенных взрослых мужчин.

Но все может быть гораздо хуже: может развиться, например, шизоидная или истероидная психопатия. В полных семьях такое встречается гораздо реже, так как два родителя вряд ли будут творить абсурд хором. Хотя, конечно, все равно случается.

Резюме. Одежды у ребенка должно быть в меру. Очень важно не превращать его в куклу, в которую вы недоиграли в детстве. Одежда должна быть уместна. Опрятна. Подобрана по цветам. Соответствовать моде (особенно у подростков). Но, как нам кажется, без бриллиантиков на трусиках. Имущественный снобизм еще никого не делал счастливым.

Источник: журнал "Домовой".

Текст АЛЕКСАНДР ФАДИН, АНАСТАСИЯ ТОМИЛОВА
Иллюстрации SKA_SKA

Благодарность специалистам
консультационного центра
"Образование в развитии"
за помощь в подготовке материала.


.